ЭЗОтерика и ЭКЗОтерика

ТЕРМИНЫ ЭЗО И ЭКЗО ТЕРРА ВВЕЛ ПИФАГОР

Закрытая школа Пифагора

«Я не учу мудрости, но только исцеляю от невежества».
 Пифагор

Века не донесли до нас самоназвание этого духовно-естественнонаучного института пифагорейства, известно только, что над входом в него находился вполне авангардистский лозунг: «Не знающим геометрии вход воспрещен».
Школа Пифагора действительно сникала славу уникального элитного учебного заведения в древности.Учащиеся строго разделялись на две неравные группы: большая (внешняя) именовалась эКзотериками — не познавшими и не приобщившимися тайн, а малая — эзотериками, избранными, посвященными – внутренним кругом.
Свобода выбора в школе имелась, но лишь в весьма своеобразном виде: только у самого Пифагора. И у тех, кому он ее давал, говоря: «Ты – свободен!», означало это то же, что и у нас означает освобождение от обязанностей. Вообще, в его школе-общине отсутствовало то, что сейчас именуется избитым словом «набор», там господствовал самый жесткий отбор, что, собственно, и создавало атмосферу избранничества ее выдающихся учеников — эзотериков.

13.1 200

Фрактальные кляксы (триптих) Сергея Лиственного

В союз принимали после строгого испытания дарований и характера, причем прибегали и к физиономике (определение уровня интеллекта по чертам лица), и к составлению разными способами личных прогнозов претендентов (никакие экзамены тогда еще не существовали: все решали звезды и Пифагор)
Экзотерики, пять лет находились в усердном приготовлении к самому учению. Им предлагалось научиться важнейшему искусству сосредоточения во время полного безмолвия: внешнего и внутреннего. Скрытно наблюдая за ними, Пифагор видел, имеют ли они способности к учению, способны ли они вообще понимать мысль учителя, а также одарены ли новички самообладанием и твердой памятью.
Вторые пять лет экзотерики молча слушали лекции, более того, они вообще не видели лица учителя во время урока. Согласитесь, экстравагантная методика построения учебного процесса! Дабы никто не смог лицезреть мудреца, Пифагор давал уроки ночью, отделившись от учащихся завесой. Они должны были усваивать все, чему их учили, и воздерживаться от любых вопросов. Даже прояснить нерасслышанное они не могли, — настолько их изолировали от общения с учителем.

Круговая порука

Порядок дня учеников «школы-интерната имени Пифагора» был строго распределен до мельчайших подробностей. День пифагореец начинал размышлением: «что должно сегодня сделать?» и заканчивал самоиспытанием «в чем сегодня я погрешил? что сделал и чего не выполнил?» Пифагорейцы проводили время в совместных занятиях гимнастикой, музыкой и науками, в прогулках и беседах, в общих трапезах, пении и омовениях.
Пифагорейцы составляли тесный кружок друзей. Это был «союз дружбы», культ которой столь процветал в древней Греции. Верность пифагорейцев в дружбе прославлялась веками. Эзотериками были как мужчины, так и женщины (Феано, жена Пифагора; Дейноно, жена Бронтина и др.). Хотя пифагорейцы утверждали превосходство мужского начала над женским, однако женщины занимали в союзе высокое место и, по преданию, были даже главами общин. Эзотерический круг отличался особой замкнутостью, а экзотерический — обособленностью от непосвященных «людей с улицы». Таким образом, пифагорейский союз в целом был воспитательным институтом для выработки аристократии ума и характера.
В себе самом и в своих учениках Пифагор стремился к гармонии, как телесной, так и духовной. Гармония тела — в здоровье, а души — в добродетели. Ученый говорил: «Главное — отгонять от тела болезнь, от души — невежество. От утробы — сластолюбие. От государства — мятеж. От семьи — раздор. И отовсюду — нарушение меры».

Самое тайное в мистической школе Пифагора (внутренний круг)

2.1 200

Фрактальные кляксы (триптих) Сергея Лиственного

Не только в вышеописанных чертах заключалось своеобразие пифагорейской школы-религии. Из других греческих мистерий ее выделяли особые представления о природе и судьбе души. Этот второй религиозный слой в пифагореизме восходит своими корнями к фракийскому культу Диониса. Круг представлений, пришедший от культа Диониса к орфикам и пифагорейцам, заключался в вере в самостоятельность души, в ее высшее сравнительно с телом назначение. Душа — существо божественной природы, которое заключается в теле в наказание за прегрешение. Воплощение души есть ее наказание, тело — ее темница. Смерть не дает освобождения от тела, так как душа неизбежно переходит в другое тело (человека или животного), поэтому-то самоубийство бессмысленно: оно не ведет к цели.
Высшая задача, которая ставится каждому, — освободить свою душу из телесной темницы, вывести ее из круговорота воплощений. Выход души из круга рождений дается «пифагорейским образом жизни». Все эти идеи: божественность души, независимость ее от тела и ее бессмертие, учение о переселении душ и об их выходе из круговорота воплощений — преподавались в таинствах внутреннего круга посвященных самим Пифагором. По преданию, он сохранил воспоминание о прежних воплощениях своей души: сперва он был Эфалидом, сыном Гермеса, потом Эвфорбом, которого убил Менелай в троянской войне, далее Гермотимом, затем, рыбаком Пирром и, наконец, Пифагором. Равным образом он помнил серии воплощений и других душ.
Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь. Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики.
В школе Пифагора впервые высказана информация о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые были обнародованы именно в общине Пифагора. Хотя я подозреваю, а Елена Блаватская утверждает, что этим знаниям многие миллионы лет.

Наследие Пифагора

Пифагор создал предпосылки для развития математического естествознания. Он создает математическую акустику (а именно, тот отдел ее, который назывался каноникой или гармоникой, т. е. учение о музыкальных интервалах) и теоретическую астрономию (сферику, т. е. начала небесной механики). Он открывает математическую закономерность, с одной стороны, в музыке, с другой, в обращении небесных светил и, исходя отсюда, постулирует существование такой же математической закономерности во всех явлениях. И не только физические и метафизические, но также социальные, этические и теологически понятия получают математическую окраску.
Достаточно глубоко исследовал Пифагор различные математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее. Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц — «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам.
Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики — теории чисел. Все числа пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетные, что характерно и для некоторых других древних цивилизаций. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное — нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других теориях.

Женские и мужские числа

3.1 без роз200

Фрактальные кляксы (триптих) Сергея Лиственного

Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число — оплодотворяющее и, если его сочетать с четным, оно «возобладает»: сумма чет+нечет дает нечетный результат. Если графически «разлагать» четное и нечетное надвое, то четное, как женщина, оставляет в промежутке пустое место, между двумя частями.
Х Х или У У У
Поэтому и считают, что четное число свойственно женщине, а нечетное мужчине. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа два. Брак — это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».
Четыре числа, составляющие тетраду — один, два, три, четыре — имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы — октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса.
Среди свойств десятки отметим еще и то, что в нее входит равное количество простых и составных чисел, а также столько же четных, сколько и нечетных. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять — идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.
Знаменитая тетрада, состоящая из четырех чисел, повлияла через пифагорейцев на Платона, который придавал особое значение четырем материальным элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали также «совершенные» и «дружественные» числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей. Дружественные — числа, каждое из которых — сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.

Нехорошие числа

Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить знаменитое число тринадцать — чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.
Попытку Пифагора и его эзотерической школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы выработали рациональные способы познания мистических тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых понять мир еще глубже и хоть как-то адаптировало огромные древнейшие знания к нашему пониманию.

Добавить комментарий